315.jpg (59292 bytes)gaz_pic_027.jpg (7099 bytes)volga_gaz_24_graphity_1.jpg (122600 bytes)215.jpg (25937 bytes)

volga.gif (64135 bytes)

Сайт о последнем легендарном автомобиле

 

Home Up
banner_88x31.gif (22478 bytes)
Красноярский рейтинг сайтов на Krasland.ru
Stalker TOP
Rambler's Top100
HotLog 
basketbio.gif (580 bytes)

 

Автор: Евсеев П.П.   к.т.н., доцент  каф. "АТ, АС и ФО ", КГТУ     Документ размещён на www.krasvolga.narod.ru:   21.10.2005.

 

В помощь покупателю аккумулятора

 Наступают холода. Каждому шоферу знакома безысходность, когда в мороз стартер сделал несколько оборотов, двигатель почти запустился и застыл в неподвижности. Всё, приехали! – и летят прахом ваши планы, вы опаздываете на работу. В эту секунду человек готов отдать все, чтобы услышать гул своего мотора. Итак, пора покупать аккумулятор… Этот материал возник по инициативе магазина «Ладья» в надежде, что автолюбитель выберет аккумулятор именно тот, что ему нужен. И несколько полезных советов помогут вам много лет заводить машину без проблем.

 

Рисунок 1. Устройство аккумуляторов:

а - в моноблоке с ячеечными крышками и межэлементными перемычками над крышками; б, в, г - с межэлементными перемычками  через перегородки; 1 - опорные призмы моноблока; 2 - моноблок; 3 - полублок отрицательных электродов; 4 - баретка; 5 - пробка; 6 - межэлементная перемычка; 7 - крышка; 8 - полюсный вывод; 9 - сепаратор; 10 - борн; 11 - мостик; 12 - полублок положительных электродов; 13 - перегородка моноблока; 14 - индикатор уровня электролита; 15 - положительный электрод; 16 - отрицательный электрод; 17 - выступ моноблока; 18 - ручка; 19 - планка

Оговорюсь сразу, что в технической литературе водительское название «аккумулятор» считается упрощенным. Правильнее говорить – аккумуляторная батарея. Впрочем, пусть каждый говорит, как ему проще. Куда поедет водитель за новым аккумулятором? Вопрос непростой. Магазинов много. Покупатель поедет в магазин, – который поближе к дому, но это не всегда правильно. В маленьких магазинах аккумуляторы покупают нечасто и товар залеживается в подсобках до года. А аккумуляторы не любят долгой выдержки на складах. Ехать надо туда, где широкий ассортимент и товар распродается «с колес». Сеть магазинов Ладья с центром на ул. Коломенской 23 еженедельно получает новый товар, а тех же аккумуляторов на прилавке  38 различных марок. Как правильно выбрать аккумулятор? Если разговор зашел об этой сложной теме, то рассмотрим по порядку все подробности.

История создания

Свинцово-кислотный аккумулятор был изобретен в 1859 году французом Гастоном Планте. Автор патента на изобретение изготовил и подарил французской академии наук свой первый аккумулятор в 1960 году. Разумеется, он был намного больше и тяжелее нынешних, и его характеристики были не на высоте. В нем не было пористых пластин и для хорошей емкости приходилось несколько раз заряжать и разряжать аккумулятор, для того, чтобы поверхность пластин стала ноздреватой и энергоемкой. С тех пор прошло почти 140 лет, однако ничего лучшего, чем свинцовая аккумуляторная батарея пока не изобретено. Усовершенствована только её конструкция. Еще есть и щелочные аккумуляторы. Щелочной аккумуляторный элемент (изобретённый в 1900 году Томасом Эдисоном) имеет напряжение около 1,25 в, вес также около 40 кг на 1 квт?ч запасенной энергии. Из-за низкого напряжения для получения аккумуляторной батареи напряжением 6 или 12 вольт необходимо соединить последовательно пять или соответственно десять щелочных аккумуляторных элементов. Щелочные аккумуляторные батареи имеют повышенное внутреннее сопротивление и поэтому характеристики их стартерного режима хуже. Электролит в них замерзает уже при 25 градусах мороза. Их применяют лишь на электропогрузчиках и железнодорожном транспорте. Зато они долговечней.

Устройство и работа аккумуляторной батареи

Свинцово-кислотная батарея состоит из набора последовательно включенных аккумуляторов с напряжением каждого из них около 2,1 Вольт (Рисунок 1). Суммарное напряжение такой батареи составляет примерно 12,6 Вольт (в зависимости от степени зарядки). Каждый элемент батареи имеет положительные и отрицательные пластины, погруженные в раствор серной кислоты - электролит. Активная масса, состоящая в полностью заряженном аккумуляторе на положительных пластинах из перекиси свинца, РЬО2, а на отрицательных - из чистого губчатого свинца РЬ, при разрядке элемента переходит в сернокислый свинец PbSO4 (см. табл. 1).

Таблица 1.

 Химические процессы в свинцовом аккумуляторе

Состояние аккумулятора

Положительная пластина

Электролит

Отрицательная пластина

Полностью заряжен

РbO2

(перекись свинца)

H2SO4

(серная кислота)

Рb

(губчатый свинец)

 

­?

­?

­?

Полностью разряжен

PbSO4

(сернокислый свинец)

2О

(вода)

PbSO4

(сернокислый cвинец)

 

Эта схема показывает, что при разрядке в электролите поглощается серная кислота и выделяется вода, вследствие чего плотность электролита уменьшается. При зарядке, наоборот, благодаря поглощению воды и выделению серной кислоты плотность электролита повышается. Изменение плотности электролита при разрядке и зарядке служит одним из признаков, по которым в эксплуатации определяют степень разрядки аккумулятора. Аккумулятор не любит долгого хранения без подзарядки. Поэтому в «Ладье» подзаряжают аккумуляторы, полученные от поставщика. Готовность к работе гарантирована сразу.

Технология изготовления свинцовой аккумуляторной батареи

Батареи набираются из пластин, основой которых является решетка, отлитая из свинца с примесью 6-7% сурьмы (для повышения механической прочности и увеличения текучести сплава при заливке формы). Активная масса изготовляется из свинцового порошка, окисляющегося при размоле; в активную массу положительных и отрицательных пластин вводятся различные добавки, предназначенные для увеличения пористости готовых пластин. Порошкообразные составные части замешиваются с серной кислотой и образуют пасту, которая вмазывается в ячейки решетки. Готовые пластины сушатся, причем отрицательные пластины во избежание окисления губчатого свинца должны быть высушены быстро, лучше всего в вакууме. В зависимости от потребной емкости набирают и запаивают при помощи бареток больше или меньше одноименных пластин

Напряжение свинцового аккумулятора

Уравнение Нернста-Планка и практика показывают, что напряжение свинцового аккумулятора, находящегося в покое, почти не зависит от степени разрядки пластин, но изменяется с изменением плотности электролита. Напряжение можно определить по упрощенной формуле:

 Е0 = 0,84 + r,

где r - плотность электролита при 15° С. Для стартерных аккумуляторов, в которых плотность электролита обычно колеблется от 1,11 до 1,27 г/см3, э. д. с. - напряжение покоя изменяется соответственно от 1,95 до 2,11 вольт.

Рисунок 2. Электродная пластина, помещенная в конверт:

: а - размещение электрода в сепараторе конверте; б - сечение сепаратора-конверта с электродом; 1 - положительный электрод; 2 – сепаратор; 3 - ребра сепаратора; Т - расстояние между ребрами сепаратора

Можно и наоборот, по напряжению определить плотность, не пользуясь ареометром. Потребуется только достаточно точным вольтметром (лучше с цифровой шкалой) измерить напряжение на клеммах батареи при неработающем двигателе. Например, напряжение оказалось 12,66 вольт. Следовательно, на одну банку приходится в шесть раз меньше - 2,11 вольт. Теперь отнимаем 0,84 и получаем значение плотности, равное 1,27! Чем точнее вольтметр, тем точнее измерения. Этот способ измерения плотности я всегда использую при оценке состояния необслуживаемых батарей. В таких батареях подчас не делается заливных горловин и ареометром воспользоваться невозможно.

 

Новейшие разработки

Исследования батарей с решетками из свинцово-кальциево-оловянистых сплавов в 1960-х годах выявили их высокую чувствительность к глубоким разрядам. Позднее были разработаны батареи, в которых решетки катодов изготавливаются из свинца, легированного сурьмой (1,25%) и кадмием (1,5%), а анодов - из свинцово-кальциево-оловянистого сплава. Такие аккумуляторы назвали необслуживаемыми. При их зарядке электролит не разлагается на водород и кислород – «не выкипает». И воду доливать в банки не приходится. Одно плохо – усложнилась технология отливки пластин. Эти сплавы являются очень непрочными при физических нагрузках. Применение свинцово-кальциевых сплавов приводит к необходимости изменения технологии производства, поэтому некоторые зарубежные фирмы разработали технологию изготовления решеток с уменьшенным содержанием сурьмы и легирующими добавками. Батареи, собранные на этих решетках, называются «малообслуживаемыми» - их срок службы выше обычного, они не чувствительны к глубоким разрядам, а газовыделение в несколько раз меньше. В необслуживаемых и малообслуживаемых батареях, помимо замены материала решеток, проведены следующие конструктивные изменения:

Рисунок 3. Размещение электродов в корпусе:

а - обычных; б - необслуживаемых; 1 - блок электродов; 2 - вывод; 3 - пробка; 4 - уровень электролита; 5 - призмы моноблока; h - высота слоя электролита над пластинами в ячейках моноблока

  1. Положительные электроды помещены в сепаратор – конверт (Рисунок 2).
  2. Блок электродов помещен на дно моноблока, тем самым увеличено количество электролита при сохранении габаритов батареи;  толщина электродов не превышает 1,9 мм, что позволяет увеличить их количество, т. е. снизить удельные токи, не меняя габариты батареи; применены сепараторы с меньшим удельным сопротивлением и более тонкие (Рисунок 3).
  3. Соединение аккумуляторов осуществлено через перегородки моноблока. Сопротивление батареи уменьшается за счет того, что удельное, сопротивление решеток из свинцово-кальциево-оловянистых сплавов, а также малосурьмянистых сплавов меньше, чем у решеток из обычного свинцово-сурьмянистого сплава (Рисунок 1, б,в,г).

Необслуживаемые батареи имеют следующие достоинства: лучшие пусковые качества (более высокое напряжение при неизменном токе); увеличенный срок службы; улучшенные зарядные характеристики; меньший саморазряд; уменьшение коррозии положительных электродов; отсутствие необходимости доливки воды в процессе эксплуатации. Полностью необслуживаемые батареи выпускаются в герметичном исполнении (). Они не имеют заливных горловин и оборудованы специальным индикатором заряженности. При достижении определенного минимального уровня заряженности меняется цвет индикатора. В последнее время появились аккумуляторные батареи с добавками серебра в состав электродов. За счет этого вырос ток холодной прокрутки стартером. Такие батареи имеют обозначение «Silver+»

Подведём итог: батареи старых типов требовали обслуживания, поскольку часто «выкипала» вода, современные батареи называются необслуживаемыми, поскольку никакого выкипания не происходит вообще и обслуживать её не надо.

Как выбрать аккумуляторную батарею для вашего автомобиля

Для большинства покупателей проблемы как бы и не существует. Он спрашивает у продавца – что бы ему он посоветовал и покупает. Продавец знает рекомендации завода-изготовителя и подбирает подходящую батарею из числа имеющихся. К примеру – для «Волг» и УАЗов рекомендована батарея 6СТ-60ЭМ. Обозначение расшифровывается просто в батарее есть шесть аккумуляторных ячеек, СТ – она стартерная, 60 – её емкость составляет 60 ампер-часов, то есть если лампочка фонарика потребляет ток 1 ампер, то она будет работать от аккумуляторной батареи в течение 60 часов непрерывно, впоследствии батарея уже будет полностью разряжена. Буквы ЭМ означают тип материалов для корпуса и сепараторов – эбонит и мипласт. Импортные аккумуляторы таких обозначений не имеют, но в их характеристике тоже присутствует ее емкость в ампер-часах. Эта емкость для вас – нижний предел. Желательно взять батарею с еще большей емкостью. Покупать батарею имеет смысл необслуживаемую и с запасом по ёмкости, ибо сибирские морозы намного сильнее стандартных условий тестирования батарей – минус 18 градусов. В свое время, еще до дефолта я купил себе аккумулятор американской фирмы «Deka» емкостью 140 А-Ч. А поскольку габаритная длина в 32,5 см невелика, она прекрасно поместилась в отсек УАЗа. И прекрасно работает до сих пор. Я думаю, что следующий дефолт «Deka» переживет с большим запасом долговечности.

Итак, вы для себя отметили два важных показателя при выборе – емкость и габаритные размеры. Третий показатель -  ток холодной прокрутки показывает, какой максимальный ток аккумулятор способен дать при минус 18 градусов. Эта температура равна нулю градусов по Фаренгейту и поэтому стала стандартом для производителей. Величины бывают разные от 240 ампер до 1140 у модификаций батарей для грузовых машин. Тут тоже лучше не экономить, зима будет холодная.

Последний важный для владельцев иномарок параметр – форм-фактор. Иногда его называют вариантом исполнения выводов батареи. Плюсовой вывод может располагаться на своем обычном месте или на противоположной стороне батареи. Это важно, когда аккумулятор помещается в тесном отсеке под сиденьем того же BMW и длина проводов точно рассчитана например на «обратную полярность». Для грузовиков выводные клеммы могут быть сделаны в виде пластин с отверстиями для болтов крепления. Хотя наша голь - на выдумки хитра, приспособят что угодно, лишь бы напряжение соответствовало.

Вкратце обсудим ассортимент «Ладьи». Нижний уровень цен имеют отечественные аккумуляторы. Изделия тюменского завода и завода «Катод» имеют примерно одинаковое качество. Часть моих коллег предпочитают «Катод», другие наоборот – «Тюмень». Вам проще определиться самим, глядя на характеристики. Цены  - как раз на небогатого владельца. Из опыта скажу, что отечественные аккумуляторы работают без проблем около 6 лет, но не любят водителей с садистскими наклонностями. Конечно, ездить можно и на стартере, но не лучше ли вовремя залить в бак бензин?

Среднюю и верхнюю планку цен занимают импортные батареи, причем из разных стран. Эти товары имеют несколько иное качество хотя бы тем, что они имеют поменьше габарит. И вы сможете поставить на «Волгу» аккумулятор не на 60 А-Ч, а подчас на 75 А-Ч без переделки подкапотного пространства. Здесь опять-таки выбор за вами. Есть аккумуляторы даже для мотоциклов.

Почти все современные аккумуляторы продаются с уже залитым электролитом. Хорошо это или плохо? Однозначно, как говаривал один известный политик. Во-первых, залитый вовнутрь электролит избавляет вас от хлопот и поисков кислоты, химической посуды, ареометра. Во-вторых, что еще важнее, когда электродные пластины находятся в электролите, то они не окисляются. Аккумулятор дольше и лучше хранится.

Как сохранить долгую жизнь аккумуляторов после покупки?

Плотность электролита

Рисунок 4. Конструкция пробок аккумуляторов:

: а, б, в - с резьбой; г - блок безрезьбовых пробок; 1 - корпус пробки; 2 - прилив вентиляционного отверстия; 3 - резиновая шайба; 4 - отражатель; 5 - конусный бортик; 6 - пластмассовый уплотнительный элемент; 7 - лепестковый отражатель; 8 - пластмассовая планка; 9 - безрезьбовые пробки

Для того, батарея служила как можно дольше без коррозии пластин, плотность электролита должна быть как можно ниже (в идеальном случае 1,23). Но с другой стороны, для запуска холодного двигателя зимой нужна плотность намного выше -1,31. Именно поэтому приходится искать "золотую середину". Плотность батареи в южных районах должна быть 1,25, в нашей климатической зоне - 1,27, на севере -1,29, а то и 1,31.

Напряжение в бортовой сети автомобиля

Для того, чтобы аккумуляторная батарея служила долго и получала зарядный ток не больше и не меньше требуемого, необходимо поддерживать в норме напряжение в бортовой сети автомобиля. Оно зависит от регулировки реле-регулятора. Вреден и перезаряд, и недозаряд аккумуляторной батареи. Все необходимые регулировочные данные приведены в таблице 2. Для нашей климатической зоны напряжение для большинства автомобилей должно быть 14,0-14,2. Отклонение даже на 0,5 вольта в любую сторону может иметь катастрофические последствия. При напряжении, равном 13,2 Вольт в сети при работающем двигателе аккумуляторная батарея разрядится за 1 неделю ежедневных поездок!

Таблица 2

 Рекомендуемое напряжение в бортовой сети автомобиля

Районы

При наружной установке батарей напряжением в В

При подкапотной установке батарей напряжением в В

 

6

12

6

12

Северные районы с морозами выше 40° С зимой

7.5

15

7.3

14.5

То же летом

7.0

14.0

6.9

13.7

Центральные районы с морозами не выше 30° С круглый год

7.1

14.2

6.9

13.7

Южные районы круглый год

6.8

13.5

6.8

13.5

 

Возможные неполадки в работе автомобиля не по вине аккумуляторов

Если вы заметили, что стартер вращает двигатель с трудом, то для начала проверьте степень заряженности батареи ареометром или вольтметром (см. выше). Бывает, что батарея в порядке, а в плохом запуске виноват стартер или окислившиеся провода. Если же батарея разрядилась, то проверьте напряжение в бортовой сети (т.е. на полюсах подключенной батареи) при работе двигателя. Подчас и оно бывает в норме, а причина другая - очень слабо натянут ремень привода генератора. При этом днем мощности хватает, а холодной ночью - нет, начинает пробуксовывать ремень. Если напряжение выше нормы (перезаряд), - не торопитесь винить в этом реле-регулятор. Наиболее часто это происходит из-за плохого контакта в замке зажигания или разъёмах. Перезаряд тоже очень вреден и приводит к выходу из строя батареи по причине коробления и коррозии пластин. Практика показывает, что львиная доля проблем с аккумуляторной батареей возникает из-за неисправности других узлов автомобиля. Если этого не учитывать, то и другую батарею постигнет та же участь – она будет разряжена.

Выводы

Разумеется, в такой короткой статье трудно рассказать всё об аккумуляторах, но мы думаем, что этого достаточно для удачной покупки и более квалифицированного ухода за машиной. В этом отношении могу порекомендовать магазин «Ладья» с огромным ассортиментом и низкими ценами. А главное, к вам внимательно отнесутся продавцы, имеющие за плечами специальное образование вплоть до автотранспортного факультета КГТУ и большой опыт работы.

 Адрес магазина "Ладья"

Ул. Коломенская 23, тел 64-64-64, 642-642

Hosted by uCoz