Кашу маслом не испортишь

Различные бывают случаи в нашей жизни. Бывает, нам попадается товар с заводским браком. Бывает, что небрежное обращение с товаром приводит практически к тем же внешним проявлениям, что и при заводском браке. В таких случаях приходится внимательно осматривать все микроподробности внутри агрегата автомобиля. И чем больше мне приходится разбираться в особенностях проявления неисправностей автомобиля, тем меньше приходится верить людям на слово.

Представленная на рекламацию коробка передач ГАЗ-3302 была осмотрена в присутствии представителя магазина. Внешних механических повреждений не выявлено. Ознакомившись с претензией покупателя на невозможность включения четвертой передачи, и произведя разборку агрегата, выявлено следующее:

1. В картере КПП оставалось около 70 мл масла, в то время, как должно быть в несколько десятков раз больше до 1,2 литра. Сливная и заливная пробки не имеют следов инструмента, то есть масло покупатель не заливал и не сливал после установки и снятия КПП.

2. Остатки масла содержат металлические частицы - продукты аварийного износа деталей КПП.

3. Роликовый подшипник между первичным и вторичным валами с капроновой обоймой полностью разрушен. Обойма расплавлена. Металлические детали имеют следы сухого трения и перегрева.

4. Первичный вал также имеет огромный износ, исключающий его дальнейшее применение и следы сухого трения.

5. Кольцо синхронизатора деформировано из-за перегрева.

6. Обоймы подшипников одновременно, входящих наряду с шестернями в состав деталей агрегата имеют поверхность синеватого цвета с вкраплениями (питтингом). Это свидетельствует о работе агрегата без смазки.

Надо сказать, что КПП была приобретена для установки на автомобиль, находящийся в собственности предприятия. Руководство предъявило претензии водителю. Ну а водитель оказался явно не согласным с такими выводами экспертизы. Для начала он возразил, что масло заливалось и сливалось через крышку рычага переключения передач. Непонятно, правда, как контролировался уровень масла в КПП? После предъявления этих доводов начались очередные манипуляции с количеством сохранившихся роликов подшипника, куда-то делись два сухаря синхронизатора муфты включения 3-4 передач. И качество герметика на прокладках какое-то не такое. Потом начались поиски разнообразных лицензий на право проведения экспертом экспертизы. В конце концов, КПП была вновь собрана и отправлена на завод-изготовитель.

Теория

Несколько лет назад легковые автомобили стали оснащаться пятиступенчатыми КПП. Это нововведение породило ряд проблем, начиная с технологическими неувязками и кончая незнанием водителями особенностей эксплуатации 5-ступенчатых КПП. В частности того, что новые агрегаты очень чувствительны к недостаточному уровню масла. Возникает вопрос, а зачем всё-таки нужны пятиступенчатые коробки перемены передач, и каковы их конструктивные отличия? Ездили ведь на четырёхступенчатых КПП, и горя не знали!

Экономичность автомобиля складывается из многих факторов. Тут играет роль и настройка систем двигателя, его состояние. Не надо забывать и о качестве шин и давлении воздуха в них, ведь не секрет, что машина легче катится на туго накаченных шинах. Но есть фактор степени технического совершенства трансмиссии автомобиля. Нет смысла сравнивать экономичность ГАЗ-64 и УАЗ-31512. Расход  топлива на ГАЗ-64 доходит до 20 литров на 100 км. Здесь водитель бессилен что-то кардинально поменять. Но в настоящее время появляется возможность улучшить трансмиссию отечественного автомобиля.

Для этого не потребуется обладать навыками сварщика, фрезеровщика и т.п. Автомобиль не подвергается кардинальной переделке. Можно просто поменять 4-х ступенчатую коробку перемены передач (КПП) на 5-и ступенчатую. Многие владельцы «Жигулей», «Волг», «Газелей» для себя пока решают эту дилемму. Своими рассуждениями попробую помочь принять правильное решение.

Что дает установка другой коробки передач? Казалось бы, Ваша «Волга» как весила полторы тонны, так и весит. Сопротивление воздуха не изменилось. Двигатель не стал мощнее. Однако положительный результат всё же есть.

Во-первых, автомобиль расходует меньше топлива. Передаточное число пятой передачи «Волговской» КПП равно 0,794. Значит, при движении на пятой передаче двигатель будет вращаться со скоростью на  20,6% меньше, чем машина с четырехступенчатой КПП. Двигатель сделает меньшее число оборотов и сожжет меньшее количество бензина. Экономия составит приблизительно от 5 до 15 процентов в зависимости от того, двигаетесь вы в городских условиях или на загородной трассе.

Во-вторых, будет меньше изнашиваться двигатель. При движении на пятой передаче двигатель на 20,6% медленнее вращается. Взаимное трение деталей двигателя как раз на эту величину будет меньше. Следовательно, Вам придется реже ремонтировать двигатель, реже доливать в него масло, менять воздухофильтр, и так далее.

В-третьих, достигается более высокая степень комфорта, чем до замены КПП. В салоне становится тише.

Рассмотрим, как устроена пятиступенчатая КПП на примере коробок перемены передач автомобилей ГАЗ-3302 «Газель» и ГАЗ-31029 «Волга». Любая современная КПП имеет первичный вал, промежуточный вал и вторичный вал. Есть также шестерня задней передачи на отдельной оси (см рис.1). Все передачи при включении обеспечивают разное передаточное число за счет использования разной комбинации шестерен. Только на четвертой передаче крутящий момент передаётся напрямую. Поэтому эта передача называется «прямой». Пятая передача обеспечивает вращение вторичного вала коробки с более высокой скоростью, чем первичного вала. Поэтому эта передача и называется «ускоряющей».

Агрегат имеет разъёмный корпус из литого алюминиевого сплава. Основное конструктивное отличие пятиступенчатой КПП от четырёхступенчатой заключается в том, что корпус КПП – туннельного типа. То есть корпус представляет собой своеобразную трубу в которую с торца вставляются все валы и шестерни в подсобранном виде. В этом отношении гораздо проще по устройству ВАЗовская  пятиступенчатая КПП. Именно поэтому она и дешевле стоит. Старая добрая четырёхступенчатая коробка передач давно всем известна, освоена в ремонте. Стоить заметить, что все навыки ремонта старой коробки автомобилей ГАЗ не стоит применять для ремонта пятиступенчатой КПП. Приступать к ремонту пятиступенчатой КПП можно либо при наличии литературы [1], а проще обратиться к специалисту. Но ресурс коробки передач высок и к её ремонту Вам предстоит подойти нескоро. Некоторые владельцы жалуются на повышенный шум, но он ослабевает после обкатки. Чаще шум вызван низким уровнем масла или плохим качеством масла. Главное заключается в следующем – габаритные и присоединительные размеры одинаковы и у четырёх, и у пятиступенчатых коробок передач (см. рис.2).

Чем же отличаются пятиступенчатые КПП «Волги» и «Газели»? Они имеют большинство одинаковых деталей. Но КПП «Газели» отличается:

1.      Первичный вал имеет 25 зубьев вместо 26.

2.      Сменный венец привода блока шестерён имеет35 зубьев вместо 36.

3.      Шестерня первой передачи имеет 45 зубьев вместо 43.

4.      Шестерня привода спидометра имеет другое число зубьев.

5.      Корпус рычага переключения выше (см. рис.2).

6.      Рычаг переключения передач имеет другую форму нижней части.

 

Пятиступенчатая коробки передач автомобилей ГАЗ-3302 «Газель» и ГАЗ-31029 «Волга» имеют разные характеристики (см. таблицу).

 

Таблица

Основные данные КПП автомобилей ГАЗ-3302 «Газель» и ГАЗ-31029 «Волга»

Показатель

ГАЗ-31029 «Волга»

ГАЗ-3302 «Газель»

Масса без масла*, кг

32

Передаточные числа передач:

 

 

Первой

3,613

4,05

Второй

2,188

2,34

Третьей

1,304

1,395

Четвертой

1,0

Пятой

0,794

0,849

Заднего хода

3,28

3,51

Заправочный объём, л

1,2

Межцентровое расстояние, мм

80

Передаточное число привода спидометра

3,16

2,43

Передаточное отношение рычага переключения передач

6,3

5,5

 

Как Вам становится понятно, «Газелевская» КПП отличается тем, что все её передачи, кроме четвёртой, более медленные, чем у «Волговской» КПП. Будучи поставленной на «Волгу» такая коробка почти не даст эффекта экономии. Коробка передач должна соответствовать по типу своему автомобилю.

А при правильном подходе - налицо много преимуществ от установки пятиступенчатой КПП. Есть только один довод против такой переделки. Цена. На фоне наших зарплат цена коробки передач, особенно «Волговской», великовата. Понятное дело, когда из-за дефицита масла в агрегате происходит огромный износ, очень хочется найти виноватого где-то за углом, только не себя. Тем более с экрана телевизора артист Лев Дуров так красиво говорит о поддельном товаре. Поэтому, какое там масло и техническое обслуживание, это было только при “плохих” коммунистах! У нас теперь демократия и машины должны ездить без масла! А если они при этом выходят из строя, значит товар поддельный.

Впрочем, хватит ядовитой иронии. На основании проведенных работ можно сделать вывод:

Приобретённый товар утратил работоспособность вследствие работы без смазки. Заводской брак не выявлен.

 

Литература

1.   Кальмансон Л.Д. Пятиступенчатая коробка передач автомобилей ГАЗ-3302 «Газель» и ГАЗ-31029 «Волга»: Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. – М.: Машиностроение. 1995. - 32 с.

 

Евсеев П.П.

к.т.н., доцент

каф. "АТ, АС и ФО", КГТУ

 



* Конструкторы сглазили КПП этой строчкой. Без масла ездить стало модно.

Hosted by uCoz