Энциклопедия
впрысковых двигателей – электронные датчики
В прошлом номере журнала
мы рассказывали о конструкции механической части двигателя ЗМЗ-406. Сегодня
пойдет рассказ об электронной начинке двигателя – датчиках. Датчики – это
«глаза» системы впрыска и они определяют экономичность мотора в первую очередь.
Рисунок 1. Схема микропроцессорного управления двигателем ЗМЗ-4062.10 |
Двигатель ЗМЗ-4062.10 оснащен системой распределенного
впрыска топлива. Топливо забирается из бензобака и накачивается в систему
питания электрическим бензонасосом под давлением не выше 4 атмосфер. Электрический
бензонасос удобен тем, что водителю не надо после долгой стоянки лезть под
капот и пачкаясь в масле, подкачивать бензин вручную. После включения зажигания
насос включается на 5 секунд, закачивает бензин и останавливается, ожидая начала
вращения коленвала. Далее, после старта двигателя,
насос безостановочно качает бензин, подавая его на фильтр тонкой очистки.
Очищенное топливо поступает к форсункам, подключенным к трубопроводу – рампе
топливоподачи. Каждая из форсунок по очереди выстреливает порцию бензина во впускной
трубопровод – как раз в то место, где расположены впускные клапаны. Оба
впускных клапана очередного цилиндра открываются практически в тот же момент.
Бензиновый туман, проходя мимо клапанов в цилиндр, еще лучше перемешивается с воздухом и после подачи искрового разряда сгорает в цилиндре
практически без остатка. Поскольку на каждый цилиндр приходится по одной форсунке,
то такая система топливоподачи бензина называется распределенным
(многоточечным) впрыском топлива. Работой каждой форсунки управляет микропроцессор
в металлическом корпусе – МИКАС-7.1(рисунок 2).
Система может показаться сложной, но только на
первый взгляд. Вспомните, насколько путанной выглядит конструкция карбюратора,
если его разобрать для мойки! Куча жиклеров, все разного калибра, изобилие
просверленных в корпусе каналов, способных засоряться от песчинок и смолистых
отложений бензина. Несколько болтающихся тяг. Подвижные сочленения,
подверженные износу. Множество прокладок, которые негерметичны из-за изгиба
фланцев карбюратора. И, как альтернатива этому – четыре одинаковые форсунки,
заменяемые в течение 10 минут. Форсунки легко проверяются на герметичность без
снятия. Налицо прогресс в части простоты регулировок и ремонта!
Есть еще один плюс такой системы впрыска. Если
карбюратор готовит топливную смесь в центре двигателя – то топливо поступает
хуже к крайним цилиндрам. Как результат – 1-й и 4-й цилиндры недополучают топливо,
а 2-й и 3-й получают его с некоторым избытком. Недостаток пытались устранить
автогонщики 1950-х годов, устанавливая по два, а то и по четыре карбюратора на
один двигатель. Система распределенного впрыска работает лучше – каждый цилиндр
получает равные порции топлива. Запуск двигателя на морозе происходит лучше –
ведь топливо подается и распыливается под давлением.
Даже в мороз минус 40 градусов бензин распыливается
до пылевидного состояния. Мой сосед хвастался своей
Волгой-3110 с таким мотором – дескать «заводилась с ключа и в минус 37»!
Рисунок 2 |
Впрочем, ведь есть и модификации 406-го с
карбюратором. На «Газель» устанавливаются двигатели 4061.10 и 4063.10 под 80-й
и 93-й бензин соответственно. Базовые детали те же самые, только благодаря
другой лобовой крышке двигатель имеет диафрагменный бензонасос старой конструкции
– Б9Г, карбюратор К-151. Но зажиганием всё равно управляет микропроцессор. Ну а
теперь давайте подробнее рассмотрим – как работает система управления двигателем
МИКАС-7.1
На рисунке 1 условно показаны с левой стороны все датчики
системы, а справой стороны – все исполнительные механизмы, управляемые компьютером.
Чтобы правильно подать команду на начало впрыска или подачу искры на свечу
зажигания, надо иметь информацию с датчиков:
1. Датчика температуры воздуха
на впуске;
2. Датчика температуры
двигателя;
3. Датчика положения педали
газа (дроссельной заслонки) - ДПДЗ;
4. Датчика расхода воздуха на
впуске в двигатель – ДМРВ;
5. Датчика детонации бензина в
цилиндрах – ДД;
6. Датчика положения коленвала (другое название - датчик синхронизации) – ДПКВ;
7. Датчика положения распредвала (другое название – датчик фаз газораспределения)
– ДПРВ;
8. Датчика скорости автомобиля
– ДС. Этот датчик в системе с МИКАС-7.1 не обязателен. Все зависит от вида
приборной панели и типа спидометра.
Слово датчик говорит само за себя – устройство,
которое ДАЕТ информацию. Информация в электрических цепях существует в виде
напряжения. Ноль вольт – значит - нет
информации, двигатель не работает, другое значение напряжения – значит состояние двигателя изменилось. Рассмотрим работу
датчиков, и как их проверить при покупке или ремонте, поочередно.
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Самый недорогой датчик – это датчик температуры. Он
полностью одинаковый и для замеров температуры воздуха и для замеров
температуры двигателя. Датчик взят без изменений с автомобиля ВАЗ-2108 19.3828.
Датчик двухконтактный, причем ни один из контактов с
корпусом датчика не соединен. На рисунке 3 показано расположение датчика температуры
двигателя на корпусе термостата под номером 1. Остальные датчики (№2 и 3) соединены
с приборной панелью и показывают температуру водителю, а вот датчик №1 показывает
температуру микрокомпьютеру. Как компьютер узнает о температуре по напряжению
датчика? Через датчик пропускается электрический ток величиной порядка 1-1,5
миллиампер через сопротивление 9,1 ком.
Часть тока не проходит через датчик и порождает падение напряжения на
датчике равной температуре по Кельвину, деленной на 100. В условиях солидного
автосервиса датчик так и проверяют – через резистор включают его в цепь 12
вольт. Измеряют напряжение и температуру на датчике (например
3,54 вольт), умножают на 100. Результат – 354 – это температура по Кельвину.
Чтобы перевести ее в привычные нам градусы, надо от
этой цифры отнять 273. Итого: 354-273=81 градус по Цельсию. Теперь осталось
сравнить эту цифру с показанием точного градусника. Не допускается отклонение напряжения
датчика от правильной цифры более, чем на 10 процентов.
Датчик температуры забортного воздуха 2115-38.2810 VDO по
ТУ 4573-003-43820854-98 имеет точно такие же характеристики. При проверке таких
датчиков важно правильно подключать их к цепи, соблюдая полярность питания.
Нельзя пропускать через датчик большой ток – датчик попросту сгорит. Многие
специалисты игнорируют значение этого датчика, а зря! Чаще всего датчик
показывает температуру не очень точно. 10%-й допуск выдерживают многие датчики,
но иногда на морозе минус 40 градусов МИКАС «считает», что на улице мороз всего
10 градусов. И тут-то вы попадаете в неприятность. Машина попросту не заводится
– ведь бензина подается явно маловато. Хотя все исправно, в автосервисе (в
ТЕПЛОМ автосервисе!) проверка показывает, что все нормально. Нормально, но
только в тепле. И тут дай вам бог хорошего специалиста на диагностике. Если тут
вам повезет - это будет первый раз, во
второй раз вам чуть позже повезет, когда вы приедете в магазин «Святослав». Все
датчики есть в продаже. Цена их невысока за счет большого размера оптовых
поставок, а качество соответствует сертификатам. Я был свидетелем того, как
после очередной новости о повышении цен заводами, в «Святославе» пополняли свои
складские запасы местные дилеры. А назавтра убеждали своих покупателей: «ну
вот, пришла очередная партия деталей прямо с завода. Только у нас – настоящий товар!»
Рисунок 5 |
Следующий датчик в схеме – датчик положения
дроссельной заслонки (рисунок 4). Это датчик, говорящий микрокомпьютеру о
желании водителя. Если он полностью нажимает на «газ» - МИКАС обеспечивает
подачу большого количества бензина в цилиндр, если же педаль отпущена, то топливоподача
будет на уровне холостого хода. Устройство этого датчика достаточно простое –
это банальный переменный резистор, как и регулятор громкости вашего телевизора.
Вспомните тот сладостный миг, когда на экране начинается реклама. Вы переменным
резистором убираете громкость до предела, - для вас наступает миг райского
блаженства, а на среднем выводе резистора громкости в этот момент времени
нулевое напряжение! На машине картина такая же. Когда педаль «газа» отпущена –
напряжение нулевое, когда полностью нажата – 5 вольт. Несмотря на простоту
датчика, картина омрачается, как и в старом телевизоре – износ сопротивления
вызывает помехи, нарушая работу системы. Автомобиль продолжает ехать, но
мощность двигателя падает, машина едет с трудом, иногда неисправность
пропадает, иногда вновь появляется. Чтобы избежать таких проблем, советую
купить датчик от фирмы BOSCH – у него резистивная дорожка
сделана износостойкой, а центральный контакт – позолоченым,
как в микросхемах серии К133 для нужд оборонки. Внутренняя начинка обоих датчиков
одинаковая (рисунок 5). Проверить исправность датчика положения дроссельной
заслонки можно с помощью компьютерной диагностики или при наличии тестера и
опыта работы с электроникой. Если у вас есть точный вольтметр со шкалой до
12-20 вольт, то вы можете иголкой проткнуть изоляцию провода от 3-го контакта
датчика, подсоединить плюсовой провод вольтметра. Минус подключаем на «массу»
автомобиля. Убедитесь в отсутствии замыканий проводки и включайте зажигание, не
запуская мотор. Теперь плавно открывайте
дроссельную заслонку рукой или попросите помощника нажимать на педаль «газа». В
процессе нажатия надо неотрывно следить за стрелкой вольтметра – она должна
плавно, без рывков ползти вправо. Наличие рывков при движении стрелки вольтметра свидетельствует о
повреждении резистивной дорожки датчика. Дефектный датчик надо заменять.
Литература:
Литвиненко В.В. Электрооборудование автомобилей ГАЗ: ГАЗ-3110 «Волга», ГАЗ-31029 «Волга», «Газель», «Соболь», ГАЗ-3307, ГАЗ-3309. Устройство, поиск и устранение неисправностей. – М.: ЗАО КЖИ «За рулем», 2002. – 344 с.
Продолжение следует
Евсеев П.П.
к.т.н., доцент
каф. "АТ, АС и ФО", КГТУ